Шаблоны для Blogger.com

мой взгляд

Мой взгляд на природу. Я так думаю. Мне это интересно.

Овцы. Выращивание ягнят.


Поскольку мамочка Долли совсем мало разрешала своим ягнятам сосать вымя, малыши были голодными. С первого дня жизни их пришлось докармливать. Подоив козу Белочку, я спешила с бутылочкой парного молока к ягнятам.
И хотя малыши были голодные, они неохотно брали соску в рот. Приходилось класть каждого животиком на свои колени, осторожно открывать ротик и вставлять в него соску. Выдавливала из соски капли молока в рот и ягненок делал несколько сосательных движений. Потом он выплевывал соску, так как молоко поступало медленно (я специально прожгла иглой маленькую дырочку, чтобы ягнята прикладывали силы при сосании), и все начиналось сначала: открыла ротик, вставила соску, выдавила немного молока.....
В первые кормления малыши высасывали по 20-30мл. А подкармливала я их пять раз в день, через каждые 2 часа. Дня через два ягнята уже сами брали соску в рот, но стоя у них не получалось сосать из бутылочки, поэтому продолжала каждого класть на свои колени; они не возражали.
Овца-мамочка внимательно наблюдала, подойдя вплотную ко мне, что это я делаю с ее малышами. Обнюхивала бутылочку и соску. Видимо поняла, что я зла ягнятам не желаю, больно не делаю, и через несколько кормлений перестала контролировать этот процесс.

Ягнята старшей мамочки Молли от соски наотрез отказывались, и я решила, что им хватает овечьего молока. Наблюдая за ягнятами, видела, что Молли стоит смирно и достаточно долго, пока ягнята с двух сторон активно сосут вымя.

В интернете очень много и достаточно подробно рассказывается о кошарно-базовом методе выращивания ягнят. Рекомендуют ягнят держать рядом с овцематкой 2-3 дня в отдельной кучке (клетке). Затем ягнят оставляют одних, овец объединяют, выпускают в баз, а через каждые 2-3 часа загоняют в кошару, чтобы покормить ягнят.
Прочитав все это, я решила, что рекомендуемый метод имеет жизнь, раз так много о нем пишут. И решила именно этим методом выращивать наших первых ягнят.

Выпустила я овец в баз на пятый день после ягнения. Ягнят поместила в одну кучку в кошаре. Каждые два часа загоняла мамочек в кошару, каждую в свой загончик к своим ягнятам. Там оставляла их на 40 минут, чтобы ягнята хорошо поели. Затем овец опять выгоняла в баз, а сама, как обычно, докармливала малышей.
Все-бы ничего, но овцы в базу так ревели целый день, стоя у окна кошары, что соседям, думаю, было не по себе. Надеялась, что овцы привыкнут, не глупые. Но нет, на следующий день ситуация оставалась такой же - ревели целый день.
Тогда я решила объединить ягнят в одном загончике, для них просторном, а овцы разместились в остальной части кошары, имея свободный выход в баз. В основном мамочки оставались стоять тут же в кошаре, ели из кормушки корм, выходили на улицу, но сразу заходили обратно и кричали. На время кормления я помещала ягнят в свои кучки к мамочкам. Дверь сарая оставалась приоткрытой для притока свежего воздуха. Баран оставался на улице, периодически издавая вопли. Овцы тоже громко мэкали.

Через каждые два часа я подпускала ягнят к мамочкам, чтобы они поели. Минут сорок ягнята сосут вымя, потом я предлагаю каждому ягненку бутылочку с соской. Кто не наелся у вымени матери, сосут активно из бутылочки. Те, кто сыт, отказываются. Затем снова их разделяю.
Часов с 16 и до утра овцы и ягнята находятся вместе, но каждая группа в своем загончике. Баран - в этом же сарае, но отгорожен.

Слушая рев мамочек я понимала, что что-то неправильно в сложившейся ситуации. Одна из моих друзей-читательниц, с которой я поделилась возникшими вопросами, прислала мне с десяток электронных адресов овцеводов. Я направила всем письма, с просьбой ответить на мои вопросы. Люди откликнулись, спасибо им. Подробно описав ситуацию, получила единогласный ответ: ягнят надо выращивать под матками. Овцы ревут, потому что их разлучили с детьми.

В срочном порядке мы убрали щиты, которыми ранее перегородили кошару на кучки для ягнения овец. У входа отгородили теми же щитами небольшой тамбур для барана, оставив большую часть кошары для овец с ягнятами. Воссоединили мамочек с детьми, объединив обе группы.
Взрослые овцы внимательно изучили новую обстановку, все обнюхали и успокоились. Дети сгруппировались около своих мам. День-два овцы отгоняли чужих детей, толкая их головами. Но вскоре все успокоилось. Овцы перестали реветь. Малыши бегали где хотели, но сосали только своих мам.

Я продолжала докармливать ягням козьим молоком. Теперь они сосали соску, уверенно стоя на ножках. Двое старших (ягнята Молли) тоже стали просить докорм, дергая меня за рукав, пока я кормила других малышей.
Каждый ягненок высасывал за кормление 50-100мл. молока.

В возрасте 10-ти дней стала добавлять в молоко отвар овсяных хлопьев (подсказала Елена, жительница Поволжья; к слову сказать, Елена много дала советов по содержанию и кормлению ягнят, отвечая на мои вопросы, чем очень мне помогла; я ей благодарна за помощь). Отвар варила негустой: на 1,5 литров воды - 3 ст.ложки Геркулеса. Воду слегка солила. Готовый отвар процеживала через мелкое сито и соединяла с молоком в соотношении 1:1. Питье давала теплым. Надо сказать, пошло на "ура". Ягнятам понравилось. Такую концентрацию сохраняла 4-5 кормлений. Ягнята выпивали по 100-150 мл. Выпили бы и больше, но я не давала - боялась, что большое количество новой пищи спровоцирует понос у ягнят.
Затем отвара стала давать 2 части, молока - одну.
С двух недель смешивала отвар и молоко в соотношении 3:1. Отвар Геркулеса варила погуще: на 1,5л. воды - 8 столовых ложек хлопьев. Кипячу 15-20 минут на медленном огне, после того как отвар остынет, процеживаю через сито, выпаиваю только теплым. Когда перешла на более концентрированную смесь, кормить стала ягнят 4 раза в день, через 3-4 часа.

Сегодня ягнятам 19 дней. Хорошо подросли. Крепкие, активные. Давно пытаются что-нибудь съесть из кормушек взрослых овец. То, что не по зубам (кусочки моркови, кормовой свеклы, яблок), выплевывают. Мелкое зерно, скорее муку, жуют. Сено пытаются жевать с первых дней . Сейчас это у них получается лучше. Любят обгрызать листья с сухих веток ивы (мы заготавливали веники на зиму), любят резаный сухой клевер. Лижут соль (кусок лизуна постоянно лежит в кормушках взрослых овец).

Чтобы дать возможность ягнятам в любое время пробовать зерновую смесь, сделали им столовую.

Высота ящика-столовой 80 см., ширина - 80 см., глубина - 60 см. На передней стенке сделаны два входа: 16х40 см. Овцы не смогут попасть в столовую. Ягнята подрастут, входные отверстия увеличим, раздвинув боковые и верхнюю планки.
Внутри на задней стенке подвесили кормушку. Сбоку подвешиваем веничек, кладу немного клеверного сена.

Зерновую смесь составляю из очень мелко меленых Геркулеса, ячменя, гороха. Добавляю пшеничные отруби, трикальцийфосфат, на кончике ножа порошок серы. Такой состав кормовой смеси нашла в литературе.
Большой активности в столовой не наблюдаю, ягнята больше "пасутся" во взрослых кормушка. Думаю, всему - свое время.

Несколько раз делала попытки приучить ягнят пить из мисок. Не получилось. Мамочкам-овцам явно не нравился мой метод обучения (мордочкой - в миску). Они окружали меня, с тревогой смотрели, готовы были в любую минуту боднуть. Приходилось разговаривать с ними, объясняя, что малыши вредничают, не хотят учиться.
Все закончилось миром - продолжаю поить из соски.




0 коммент.:

Отправить комментарий

Буду благодарна за комментарий.
Читаю комментарии внимательно;
на вопросы отвечаю.