Перед каждым птицеводом рано или поздно встает вопрос: "Примет или не примет наседка (курица, индюшка, гусыня или утка) не своих деток?". Передо мной этот вопрос тоже стоял, и достаточно жестко.
Наблюдая за поведением птицы, сделала вывод, что любая наседка готова принять чужой молодняк, если птенцы не будут ее бояться.
Мамочка-птица какое-то время выжидает, чтобы молодняк принял ее, привык, не убегал, не прятался. Если в течении дня поведени малышей не меняется, она начинает сердиться, клевать тех, кто более непослушен. Вспомните, как родители беруться за ремень, если ребенок не хочет слушаться их.
После такого поведения квочки птенцы еще больше начинают ее бояться, и тогда птица, потеряв терпение, начинает заклевывать чужих птенцов.
В этом году у меня три индюшки вывели 19 индюшат. Говорят, что индюшки, еще насиживая яйца, чувствуют индюшат, слышат их писк.
Я собрала всех птенцов (некоторым было уже 4 дня, кому 3-ое, 2-ое суток) и среди бела дня подсадила их до одной индюшки. Она не стала выяснять какой индюшонок ее, какой нет, а присела, расставила крылья, как бы приглашая индюшат к себе.
Не скажу, что они сразу к ней бросились. Но, когда через час я зашла посмотреть на семейство, то увидела спокойно сидящую индюшку. А из под ее крыла выглядывалили 38 ножек. Самих индюшат, спрятавшихся в теплых маминых перьях, не было видно.
Увидев меня, индюшка заволновалась, опустила ниже крылья, защищая детей, а из перьев крыла тут же выглянули 19 головок и 38 любопытных глазенок: что в мире происходит, из-за чего это мама волнуется?
Одна из оставшихся без индюшат наседка, очень тосковала. Ходила, всюду искала детей. (Под ней, кстати, вывелось больше всего индюшат). Я решила подпустить к этой индюшке инкубаторских цыплят, которым было дней 5.
Индюшка не возражала, присев и расставив крылья, приглашала их к себе. Но цыплята так испугались большой птицы, что с писком жались один к другому, бегая из угла в угол загородки. Индюшка их не уговаривала, а просто ждала.
Но через день ее терпение закончилось, и она стала их клевать. Пришлось цыплят забрать. Тоже повторилось и с гусятами, хотя им было всего 2 дня.
Через какое-то время эта индюшка обнаружила вольер, в котором гуляли индюшата и первая индюшка. Она перестала есть и пить, днями стояла возле сетки вольера и наблюдала за индюшатами. От нереализованного материнства таяла на глазах. Я решила запустить индюшку в вольер, не смотря на существующее мнение, что птицы не могут делить меж собой птенцов, и как правило жестоко деруться.
Вся группа приняла новую птицу настороженно, но без боев. Бедолага сразу согласилась на вторую роль. Очень преданно помогала первой маме наблюдать за птенцами, в обучение не вмешивалась. Постепенно индюшата к ней привыкли, но слушались только мамочку.
Сейчас уже птенцы выросли, стали взрослыми птицами. А их мамы до сих пор дружны, ходят парой и на сидале сидят рядом.
На эту же тему вспомнила историю, рассказанную в журнале "Дім-сад-город".
Решив вывести гусят в инкубаторе, хозяйка посадила гусыню на куринные яйца. Гусак был активен весь период, пока гусыня насиживала птенцов. Он каждое утро подходил к гнезду, что-то "говорил" гусыне, и они вместе шли к кормушке и воде. Дав время еще и погулять ей, гусак своим гоготаньем (а порой и подгонял) вел наседку до гнезда, ждал, пока она усядется.
Когда ж цыплята вывелись, их забрали и подсадили к курице. А гусыню сняли с гнезда.
Гусак, увидев, что гусыня гуляет по двору без птенцов, подошел к ней и громким гоготаньем стал высказывать свое недовольство: "Где же дети?". Весь день ходил за гусыней и громко кричал. Гусыня часто подходила к вольеру с инкубаторскими гусятами, которые уже подросли и убегали от большой незнакомой птицы.
Так как гусак продолжал злиться и на следующий день, хозяйка рискнула подпустить гусыню к гусятам. Те сутки бегали от нее, а она мирно ходила за ними, уговаривая не бояться. Через день гусята привыкли и приняли гусыню как маму. А гусак, добившись справедливости, гордо ходил по двору, мирно подходил к вольеру, вытягивал шею и по отцовски подбадривал гоготаньем маму и ее детей.